понедельник, 4 сентября 2023 г.

Как сделать самомашущий планер

Как сделать самомашущий планер

Наблюдение за парением птиц показывает, что они используют не только потоки воздуха, восходящие «верх, но и потоки, направленные горизонтально.

Н. Е. Жуковский теоретически доказал, что планер может силу порывов горизонтального ветра временно поглощать — аккумулировать, чтобы затем использовать ее на увеличение скорости или на набор высоты. Сделать самомашущий планер просто.
 Конструктором Монащковым в 1954 году был по­строен и успешно испытан планер, названный им «Кошук», крылья которого под напором налетающего поры­ва ветра приподнимались и рычагами сжимали воздух в цилиндре, установленном на фюзеляже. В момент последующего ослабления силы порыва разжимающийся в цилиндре воздух, энергично опускавший крылья, сооб­щал планеру толчок, увеличивающий скорость полета.

Найдено кольцо на пляже металлоискателем видео  

Таким образом, взмахи крыльями на этом планере производятся не за счет двигателя, установленного на нем, а за счет набегающих порывов ветра. Крылья, удерживаемые в спокойном полете воздухом, своеоб­разной пневматической рессорой, раскачиваются поры­вами воздуха и как бы машут сами. Планеры такого типа называют самомашущими.

Модели планеров с подрессоренными крыльями, ис­пользующими отдельные одиночные порывы ветра, строили Многие моделисты. Удачные полеты совершила подобная модель, выполненная моделистом А. Иванюта.

В некоторых случаях порывы ветра сохраняют до­вольно строгую периодичность — пульсацию. Для поле­тов в таком ветре очень важно, чтобы период пульса­ций ветра совпадал с периодом Собственных коле­баний подрессоренных крыльев. Только в этом случае колебания крыльев будут иметь наибольшую амплитуду. В противном случае колебания могут вообще не на­чаться. Это очень наглядно можно продемонстрировать на макете, сконструированном И. В. Виертом. У макета планера вместо крыльев были укреплены подрес­соренные дощечки.

Удерживая макет в руках и подтолкнув крылья, можно сосчитать число их колебаний в секунду, т. е. определить период собственных колебаний. Если начать раскачивать руками весь макет в такт собствен­ным колебаниям крыльев, то отклонения их приобре­тут наибольшую величину, если же не в такт, то раска­чивания не .получится. Результат всем знакомый по опыту с раскачиванием качелей. Ожидается, что совпа­дение периода собственных колебаний с периодом го­ризонтальных порывав будет не только способствовать уменьшению скорости снижения самомашущего планера, но и позволит ему набирать высоту.

Очень, оригинальны модели, сконструированные И. А. Жидких за счет автоколебаний. Эти планеры не­прерывно машут крыльями при равномерном планирую­щем спуске в совершенно спокойном воздухе. Сделать самомашущий планер может каждый

Предполагать, что самомашущие планеры такого типа смогут набирать высоту в неподвижном воздухе, нет никаких оснований, но не исключена возможность, что потенциальная энергия высоты, теряемая при спу­ске у моделей с самом ашущими крыльями, в будущем будет использоваться целесообразнее, чем у планеров с неподвижными крыльями, и что дальность планирова­ния у них окажется болышей, чем обычная. Дальность планирования самомашущих планеров И. А. Жидких, описанных ниже, на наш взгляд, не отличается от даль­ности обычных.

У простейших моделей, сделанных И. А. Жидких из бумаги, крылья поднимаются и опускаются благодаря упругости бумаги. В моделях большого размера упру­гим элементом крыла является рессора, сделанная из лезвия безопасной бритвы.

Аэродинамическая сила, поднимающая крылья, са­ма по себе автоматически уменьшается за счет изме­няющихся углов набегания воздуха к моменту прихода крыла в верхнюю точку. Затем она опять автоматически возрастает к моменту прихода крыла в нижнюю точку.

На полетах таких моделей можно изучать условия возник­новения автоколебаний и воз­можность их практического использования, условия, влияющие на устойчивость и управляемость машущих аппаратов, и многое другое из области машущего по­лета.

Регулировать такие модели довольно трудно, но зато их срав­нительно просто изготовлять. Удачно отрегулированная модель самомашущего планера всегда вызывает восторг зрителей, удивительно сильно напоминая своим полетом полет птиц. Не исключена возможность, что экономичность полета птиц обеспечивается частичным использованием автоколебаний крыльев.
Способ вырезания и разметки линий сгиба концов крыла и хвоста у самомашущихся планеров
Рис. 46. Способ вырезания и разметки линий сгиба концов крыла и хвоста у самомашущихся планеров.

Простейшие самомашущие мо­дели вырезают из бумаги, форма их может быть произвольной. Необходимо только выдерживать углы отклонения концов крыльев и хвоста, показанные на рис. 46 и 47.

Для того чтобы центр тяже­сти модели находился примерно в передней части хорды крыла, на носу модели укрепляют грузик. Очень важно что бы вес грузика соответствовал упругости и размаху крыла. Если в поле­те крылья модели прогибаются вверх и вибрируют, то это значит, что груз велик или что велик размах модели для данного сорта бумаги. Из газетной бумаги можно делать модели размахом около 10 см, из ) тетрадной — до 15 см, из чертежной — до 30 см.
Углы отгибания концов крыла и хвоста у самомашущихся планеров
Рис. 47. Углы отгибания концов крыла и хвоста у самомашущихся планеров

Если модель, нормально планируя, не машет кры­льями, надо увеличить скорость ее планирования, до­бавляя груз, но не изменяя места расположения цент­ра тяжести. Частота колебаний крыльев равна 5 — 10 ко­лебаний в секунду. Углы отклонения равны 30 — 45°.

Модель с рессорой, сделанной из лезвия бритвы, состоит из крыльев, фюзеляжа и хвоста (рис. 48).

Контур крыльев этих моделей может быть очень разнообразным. Он может напоминать крылья аиста, чайки и других птиц, летучих мышей или даже доисто­рических летающих существ — птерозавров. Сделать самомашущий планер интересно.

Найдено серебро на пляже металлоискателем

Крылья изготовляют из писчей бумаги и тонких бамбуковых лучинок.

На рис. 49 даны примерные размеры крыльев под рессору, изготовленную из лезвия бритвы толщиной 0,08 мм. Размеры крыла могут изменяться в зависимо­сти от веса фюзеляжа и степени упругости рессоры.

Чтобы придать крыльям модели большую прочность и упругость, для них нужно сделать легкий каркас. Та­кой каркас делают из бамбуковой лучинки сечением 0,08 мм согнутой под прямым углом (см. |рис. 49). Луч­ше изогнуть сначала одну толстую реечку, а затем рас­щепить ее пополам; это обеспечит симметричность обе­их половин крыльев.
Общий вид самомашущего планера И. А. Жидких с рессорой, сделанной «з стальной бритвы
Рис. 48. Общий вид самомашущего планера И. А. Жидких с рессорой, сделанной «з стальной бритвы:
1— крылья (концевые плоскости подогнуты вниз); 2 — фюзеляж; 3 — хвост; 4 — рессора с оправкой; 5 — пропил в фюзеляже; б — полоска бумаги (наклеена на крылья)
Размеры крыла под рессору, сделанную из лезвия бритвы толщиной 0,08 мм
Рис. 49. Размеры крыла под рессору, сделанную из лезвия бритвы толщиной 0,08 мм

Бамбуковый каркас приклеивают к бумаге и накры­вают оставленными краями бумажной обтяжки крыла (см. рис. 49). На линии CD сгиба концевых частей крыла нужно наклеить полоски бумага шириной до 8 мм. Вместо бамбуковой реечки на переднюю кромку крыла можно наклеить сужающуюся к концу полоску из плотной бумаги.

Лезвие для рессоры нужно слегка отпустить, чтобы оно не было хрупким и сохранило свою упругость. Для этого его нагревают на пламени так, чтобы оно едва заметно изменило цвет, и дают остыть на воздухе. Если лезвие не слишком сильно нагреется, то делается вязким и неупругим. Лезвие разрезают пополам, срезают острое ребро и делают по краям заусенцы (надрезы) про­стыми ножницами (рис. 50). Обычным клеем сталь­ную рессору к бумаге крыльев приклеить трудно, поэтому зазубренные концы рессоры предварительно заклеивают с двух сторон марлей и бумагой и высушите под прессом (рис. 51). Заусенцы рессоры, склеиваясь с марлей, прочно удерживают бумажные накладки. Сделать самомашущий планер увлекательно. 
Укрепление марлево-бумажных оправок на концах рессоры
Рис. 51. Укрепление марлево-бумажных оправок на концах рессоры

Расстояние между ближними краями бумажных на­кладок на рессоре должно составлять 20—25 мм. Уве­личение этого расстояния уменьшает жесткость рессоры, а поэтому крылья модели в полете будут отгибаться вверх, не возвращаясь в исходное положение. Наобо­рот, уменьшение расстояния между краями бумажных накладок приводит к усилению жесткости рессоры, а поэтому крылья будут иметь 'слишком мало/подвижное' крепление и модель не будет махать ими.

Для соединения обеих (половин крыльев в одно це­лое бумажные накладки рессоры плотно приклеивают к крыльям и заклеивают сверху бумажной накладкой несколько большего размера.

Фюзеляж выпиливают лобзиком из трех - пяти миллиметровой- фанеры. На фюзеляже делают пропил для за­крепления рессоры, проходящий от носа модели не­сколько выше ее центра тяжести (рис. 52). Вес готового фюзеляжа должен быть равен 4 — 6 г.

К верхней концевой части фюзеляжа приклеивают «воет, размеры выкройки которого даны на рис. 53. Пе­реднюю и заднюю кромки подгибают и приклеивают для большей жесткости. Хвост сгибают после высыха­ния бумаги. Углы отгибов показаны на рис. 47.

Рессору с укрепленными на ней крыльями, перед тем как вдвинуть в пропил фюзеляжа, обертывают полос­кой наждачной бумаги шириной, равной толщине фю­зеляжа (наждаком внутрь, а не наружу), и осторожно вдвигают вглубь, добиваясь того, чтобы центр тяжести модели оказался на рессоре. Подгибая пальцами рессо­ру, придают крыльям (поперечное V = 160 — 170°.

Концевые части крыльев отгибают вниз по ранее на­меченной линии CD с таким расчетом, чтобы они по от­ношению « остальной части крыльев составили угол 140 — 160°.

Взяв модель рукой за фюзеляж, сообщают ей не­большие колебательные движения вверх и вниз и следят за колебаниями крыльев. После отклонения они долж­ны четко занимать исходное положение. Бели крылья это положение занимают вяло, нужно рессору заменить более жесткой. Бели при сильных взмахах крылья с трудом отклоняются от исходного положения, рессо­ру заменяют менее жесткой.

Как купить и выбрать металлоискатель видео  

Вместо рессор можно применять наждачную .проклад­ку, делая ее более широкой (в этом случае она усили­вает жесткость рессоры) или менее широкой (ослабляет жесткость рессоры).
Форма и размеры фюзеляжа
Рис. 52. Форма и размеры фюзеляжа
Выкройка хвоста и углы его отгибов
Рис. 53. Выкройка хвоста и углы его отгибов
Формы бесхвостых самомашущих моделей планеров
Рис. 54. Формы бесхвостых самомашущих моделей планеров

Если задние кромки правого и левого крыльев от­клоняются несимметрично, то их можно склеить полос­кой бумага, приклеив ее и к фюзеляжу.

Небольшим перемещением рессоры вперед или на­зад по прорезу добиваются планирования модели без взмывания или -перехода »а нос. Увеличением веса фю­зеляжа (путем прикрепления к нему кусочков пласти­лина) без перемещения центра тяжести можно добить­ся увеличения скорости до наступления эффектного махания крыльями модели в полете.

При малой амплитуде колебаний крыльев можно до­бавить груз к фюзеляжу, при очень большой амплитуде колебаний крыльев, ведущей к опрокидыванию модели, вес фюзеляжа надо уменьшить.

Хорошо отрегулированная модель должна совершать равномерные колебательные движения крыльями.

Махать крыльями могут также и модели бесхвосток. На. рис. 54 показаны возможные формы моделей.

Как сделать простой энергетический напиток своими руками видео

Теги блога : поделки, поделки для детей, детские поделки, поделки своими руками, легкие поделки, поделки видео,
Как сделать самомашущий планер

Комментариев нет:

Отправить комментарий