понедельник, 4 сентября 2023 г.

Простейшие приспособления для изучения работы машущих крыльев

Простейшие приспособления для изучения работы машущих крыльев

Говорить о преимуществах той или иной конструкции можно лишь тогда, когда эти конструкции удается сравнить в действии. Сравнивать же можно только с по­мощью «меры» и «числа». В зависимости от поставлен­ной задачи измеряемой величиной мерой может быть полученная тяга, .потребная мощность мотора, скорость полета и т. д.
 Желательно получить по возможности точные заме­ры. Ко поскольку в области машущего полета еще очень много неясного и неизвестного, большую лользу прине­сет дали неточное сравнение. Численное сравнение по­может оценить качество испытываемой части модели.

Ниже приводятся описания ряда простейших приспо­соблений, применявшихся членами секции машущего полета, для сравнения крыльев равличмых конструкций. Инженер В. В. Дьгбовский, изучая крылья насекомых, укреплял модель крылышка на упругой стальной спиде, зажатой в тисках или воткнутой в подставку (рис. 1). Отклонив пальцем спицу и отпустив ее, он вызывал бы­стрые упругие колебания свободного конца опицы и укре­пленного на ней крылышка. Частоту колебаний спицы Дыбовского можно увеличивать, уменьшая длину свободного конца спицы. О величине тяги, создаваемой колеблющимся крылышком, можно судить по силе, с ко­торой колеблющееся крылышко отбрасывает воздух на пламя горящей свечи, вставленной в поток, или же по углу отклонения легкого шарика, сделанного из ваты и подвешенного на стойке.
Спица Дыбовского, иллюстрирующая работу крыльев насекомых
Рис. 1. Спица Дыбовского, иллюстрирующая работу крыльев насекомых
Установка Д. В. Ильина для сравнения работы машущих крыльев
Рис. 2. Установка Д. В. Ильина для сравнения работы машущих крыльев:
1— коленчатый вал; 2— шатун; 3— тяги; 4— кабанчики крыльев; 5— крылья; 6— резиновый мотор; 7— противовес

Испытания небольших моделей на ротативной уста­новке (рис. 2), вращающейся на оси, укрепленной на подставке, производил Д. В. Ильин. По скорости враще­ния установки он судил о тяте, создаваемой моделью.

Конструктор бесхвостых планеров и трех орнитопте­ров — мускуллетов Б. И. Черановский при изучении ра­боты машущего «рыла использовал в качестве ротатив-ной машины биллиардный кий. На тонком конце кия он укреплял крылышко, приводимое в движение резиновым мотором.

Кий он подвешивал в центре тяжести на нитке к по­толку (рис. 3). При застопоренном крыле вся система находилась в равновесии. Когда крылышко кия начина­ло работать, кий вращался или приподнимался вверх в зависимости от того, куда 'была направлена аэродина­мическая сила, развиваемая крылышком.

На этом приспособлении он сравнил много различ­ных видов крыльев. Приводы, сообщавшие крыльям дви­жение того или иного характера, были также разные.

Приводим наиболее простой привод, который может изготовить каждый моделист. Он состоит из подшипни­ка / обычной резиномоторной модели, сквозь который проходит проволочная ось 2. С одной стороны к ней кре­пится резиновый мотор 3. Примерно посредине оси при­паивают маленький диск 4 из белой жести, а на оси между диском и подшипником помещают бусины и шай­бы, уменьшающие трение. За шайбой свободный конец оси был изогнут так, что при вращении оси он описы-в'ал конус с углом при вершине, равным примерно 30°.

На Зтот конец оси свободно надевалось крыло труб­чатым основанием (Черановский использовал в качестве крыла перо 5, взятое из концевого участка крыла пти­цы). Основание крыла соединялось с концом кия мягкой спиральной пружиной 6.

При вращении отогнутый конец оси увлекал за собой насаженное на него крыло. От этого крыло тоже описывало конус. Во время вращения пружина стреми­лась удержать хорду крыла (см. приложение, стр. 83, пункт 1) в неизменном положении (например, горизон­тальном). Ось вставлялась в крыло близко к передней кромке, и центр давления воздуха оказывался сзади оси. Поэтому крыло при подъеме и опускании стреми­лось повернуться вокруг оси, слегка скручивая или раскручивая пружину, благодаря чему изменялся угол ус­тановки (ом. приложение, пункт 2), а следовательно, и угол атаки крыла (см. приложение, пункт 3).
Привод машущего крыла конструкции Б. И. Черановского, укрепленный на конце подвешенного кия
Рис. 3. Привод машущего крыла конструкции Б. И. Черановского, укрепленный на конце подвешенного кия:
1—подшипник; 2 — ось проволочная; 3—резиновый мотор; 4 — опорный диск; 5—перо; 6 — спиральная пружина; 7 — основание пружины; направление результирующей силы: а —до поворота основания спиральной пружины; б — после поворота пружины

Крыло, вращаемое резиновым мотором, развивало .аэродинамическую силу (ом. приложение, пункт 4). При достаточно быстром вращении крыла оно начинало .двигать кий в сторону действия результирующей силы. Если средняя суммарная аэродинамическая сила за оборот оказывалась направленной горизонтально, кий начинал вращаться. Если же сила оказывалась направ­ленной вверх или вниз, конец кия с крылом или подни­мался вверх, или опускался вниз.
 
Лучшая поисковая катушка для металлоискателя видео

Поворачивая основание 7 спиральной пружины, плот­но охватывающей конец подшипника, можно было изме­нять установочный угол крыла, отчего изменялось и на­правление результирующей аэродинамической силы.

На рис. 3 даны схемы таких положений крыла, при которых результирующая сила направлена вперед а и вверх б. В положение б крыло переводится поворотом пружины на кие ма 90°.

Б. И. Черановский считал, что лучшим видом враще­ния крыла было такое, когда конец крыла из верхней точ­ки А двигался вперед и вниз, как это показано на рис. 3.

Опыты, поставленные Г. В. Рыбниковым на анало­гично действующей установке, показали, что аэродина­мическая сила может быть получена большей величины, если установочные углы атаки изменяются жестким при­водам по заданной программе, а конец крыла из верхней точки движется назад и вниз, т. е. в сторону, противопо­ложную направлению вращения крыла на приборе Че-р'ановского.

Изобретатель П. Ф. Шалимов для испытания сделан­ных им крыльев укрепил их на втулке, которая может вращаться на оси, удерживаемой в руке (рис. 4). Пе­ремещая вверх и вниз муфточку, насаженную на эту же -ось, можно приводить при помощи тяг крылья в движе­ние, напоминающее взмахи крыльев птицы.

При взмахах каждое крыло создает тягу. Ко втулке крылья крепятся так, что силы тяги, возникающие на крыльях, приводят всю установку во вращение вокруг рукоятки. Меняя крылья или амплитуду их колебаний, можно по скорости вращения системы судить о разви­ваемой крыльями тяге.
Приспособление П. Ф. Шалимова для сравнения работы машущих птицеподобных крыльев
Рис. 4. Приспособление П. Ф. Шалимова для сравнения работы машущих птицеподобных крыльев
Приспособление В. М. Андреева для испытания крыльев, совершающих параллельные взмахи
Рис. 5. Приспособление В. М. Андреева для испытания крыльев, совершающих параллельные
взмахи

В. М. Андреев для испытания крыльев симметрично укреплял их на жестком стержне, соединенном с осью, которая может вращаться внутри рукоятки.

Взяв в руки вертикально расположенную рукоятку и делая ею движения сверху вниз и снизу вверх, он лолучал параллельные взмахи крыльев, в результате чего на крыльях появлялась сила тяти, заставлявшая их прихо­дить в быстрое вращение вместе со стержнем внутри ру­коятки (рис. 5).

На этом приспособлении В. М. Андрееву удалось выяснить, что у каждой пары крыльев с различными ве­личинами размаха и хорды есть какая-то наивыгодней­шая величина хода вверх и вниз, при которой они раз­вивают наибольшую тягу, о чем можно судить по числу оборотов. Для подсчета числа оборотов в секунду он привязывал нитку, которая во время эксперимента сво­бодно наматывалась на вращающуюся ось. Разматывая затем спокойно нитку, он мог сосчитать, сколько оборо­тов- сделали крылья в замеренное время вращения.

При помощи этого приспособления были испытаны крылья, свободно поворачивающиеся вокруг лонжерона, как вокруг оси (в пределах допускаемых ограничителя­ми поворота), и таким образом легко изменяющие свои установочные углы от положительных до отрицательных. Затем были испытаны крылья, изменяющие свои устано­вочные углы вследствие большой гибкости задней кромки. Были испытаны также и жесткие, .почти не гнущиеся крылья.
Приспособление С. Ф. Мишина для испытания крыльев с осью скручивания АБ расположенной под углом к оси крыла ВГ
Рис. 6. Приспособление С. Ф. Мишина для испытания крыльев с осью скручивания АБ расположенной под углом к оси крыла ВГ.
Фанерные голуби С. Ф. Мишина
Рис. 7. Фанерные голуби С. Ф. Мишина

При первых движениях жестких крыльев вверх и вниз у них углы атаки оказывались близкими к +90° -или —90°, но, несмотря на такие большие углы атаки, крылья создавали тягу и приходили во вращение. приспособления для изучения работы машущих крыльев просты в изготовлении. 

Жесткие крылья давали до 150 об/мин, а упругие-крылья—до 180—190 об/мин.

С. Ф. Мишин на аналогичном приспособлении укреп­лял в качестве «рыла кусок тонкой трехслойной фане­ры, вырезанной так, чтобы направление внешних слоев-, составляло с .передней кромкой угол, равный 45°. Трех­слойная фанера всегда изгибается так, что ось сгиба оказывается параллельной внешним слоям.

Как правильно установить унитаз на пол

Благодаря такому расположению слоев фанерная-полоса при быстрых подъемах и опусканиях изгибалась, так, что получала винтообразную закрутку, способство­вавшую вращению крыльев в одну и ту же сторону (рис. 6).

Особенно оригинальны были фанерные голуби Ми­шина. Направление внешних слоев у каждого фанерно­го крыла составляло также 45° с осью корпуса. Голуб» попарно крепились к концам изогнутых стержней, сво­бодно вращающихся на длинной оси-рукоятке (рис. 7) крылья голубей, отгибаясь, закручивались так, что оба создавали тягу, приводившую стержни во встречное вращение.
Приспособление Г. С. Васильева для изучения работы параллельно машущих крыльев
Рис. 8. Приспособление Г. С. Васильева для изучения работы параллельно машущих крыльев
Испытание машущих крыльев человеком, стоящим на коньках
Рис. 9. Испытание машущих крыльев человеком, стоящим на коньках:
а — путем параллельных взмахов; б — путем качания через плечо

Авторам этой брошюры было сделано приспособле­ние для испытания двух параллельно расположенных машущих крыльев, периодически движущихся навстречу друг другу. При таком движении каждого крыла у них вдоль всего размаха утлы атаки .оказываются почти оди­наковыми. Подбирая для заданной скорости полета нуж­ное число взмахов, можно добиться того, чтобы угол атаки был у всего крыла наивыгоднейшим. приспособления для изучения работы машущих крыльев сделать просто.

Приспособление подвешивалось на нитке к потолку я летало по кругу. Конструкция приспособления, сде­ланного из соломы, достаточно хорошо видна на рис. 8.

Б. И. Черановский производил испытания, стоя на льду на коньках и удерживая в руках крылья, имевшие около 4 л в размахе, махал ими. Скорость движения на коньках .показывала величину тяги, возникающей на крыльях.

При параллельных взмахах он опускал крылья за счет приседания и вытягивания рук (рис. 9), а поднимал вверх — за счет распрямления корпуса и поджатия рук.

Кроме параллельных взмахов, он применял раскачи­вание крыльев, напоминающее движение байдарочного весла. Осевая труба, соединяющая правое и левое •крылья, опиралась на шею и плечи. Поднимая руками правое крыло, он опускал левое и, наоборот, поднимая левое, опускал правое.

Работу большинства описанных приспособлений ав­тор видел. Он убежден в том, что, несмотря на их примитивность и невысокую точность показаний, все заме­ры и наблюдения, произведенные на них, все же позво­ляют изучать качественную и оценить количественную стороны работы крыльев различных типов.

Как просверлить отверстие в плитке под розетку видео

Теги блога : поделки, поделки для детей, детские поделки, поделки своими руками, легкие поделки, поделки видео,
Простейшие приспособления для изучения работы машущих крыльев

Комментариев нет:

Отправить комментарий