понедельник, 21 августа 2023 г.

Почему и как возникает подъёмная сила и лобовое сопротивление

Почему и как возникает подъёмная сила и лобовое сопротивление

Почему могут летать птицы несмотря на то что они тяжелее воздуха? Какие силы поднимают огромный пассажирский самолет, который может летать быстрее, выше и дальше любой птицы, ведь крылья его неподвижны? Почему планер, не имеющий мотора, может парить в воздухе? На все эти и многие другие вопросы дает ответ аэродинамика — наука, изучающая за­коны взаимодействия воздуха с движущимися в нем телами. Почему и как возникает подъёмная сила и лобовое сопротивление

В развитии аэродинамики у нас в стране выдающуюся роль сыграл про­фессор Николай Егорович Жуковский (1847—-1921) —  отец русской авиа­ции, как назвал его В. И. Ленин. Заслуга Жуковского состоит в том, что он первый объяснил образование подъемной силы крыла и сформулировал тео­рему для вычисления этой силы. Им была решена и другая проблема теории полета — объяснена сила тяги воздушного винта. Жуковский не только от­крыл законы, лежащие в основе теории полета, но и подготовил почву для бурного развития авиации в нашей стране. Он связал теоретическую аэро­динамику с практикой авиации, дал возможность инженерам использовать достижения ученых-теоретиков. Почему и как возникает подъёмная сила и лобовое сопротивление

Под научным руководством Жуковского были организованы Аэрогидро­динамический институт (сейчас ЦАРИ), ставший крупнейшим центром авиационной науки, и Военно-воздушная академия (сейчас ВВИА им. проф. Н. Е. Жуковского), где подготавливают высококвалифицированные инже­нерные кадры для авиации.

Основным приспособлением, служащим для изу­чения законов движения тел в воздухе, является аэродинамическая труба. Простейшая аэродинами­ческая труба представляет собой профилированный канал (рис. 2.7). В одном конце трубы установлен мощный вентилятор, приводимый во вращение электродвигателем. Когда вентилятор начинает ра­ботать, в канале трубы образуется воздушный по­ток. В современных аэродинамических трубах можно получать различные скорости воздушного потока вплоть до сверхзвуковых. В их каналах можно по­мещать для исследования не только модели, но и реальные самолеты.

Важнейшими законами аэродинамики являются закон сохранения массы (уравнение неразрывности) и закон сохранения энергии (уравнение Бернулли). Оба эти закона справедливы и для движущегося газа ( воздуха) и для жидкости, поэтому проще будет ознакомиться с ними на примере движения воды. На рисунке 2.8 изображена схема прибора, состоящего из открытого резервуара с водой, соединенного с трубкой, имеющей разные сечения. 

Согласно закону по­стоянства массы через любое из этих сечений будет протекать в одну се­кунду одинаковая масса воды. Но если через неравные сечения в единицу времени протекает одинаковая масса воды, то, значит, через эти сечения вода движется с разными скоростями: чем меньше сечение, тем больше скорость воды (воздуха). В этом можно также убедиться, наблюдая за те­чением реки. Там, где русло узкое, течение воды быстрее. Почему и как возникает подъёмная сила и лобовое сопротивление

Если к потокам жидкости (воздуха) в разных сечениях трубки подклю­чить манометры, то они покажут, что при сужении струи, т. е. при увеличе­нии скорости воды (воздуха), давление в струе уменьшается, и наоборот. Это явление, описанное математиком Бернулли, позволяет установить связь между скоростью потока в данном сечении струи жидкости (газа) и давле­нием в этом же сечении.

Описанное уравнением Бернулли явление позволяет объяснить возникно­вение аэродинамических сил, а главное подъемной силы, крыла. В литера­туре это уравнение иногда называют законом Бернулли.

Схема простейшей аэродинамической трубы

Рис. 2,7. Схема простейшей аэродинамической трубы   

Движение струи воды через разные трубы
Рис. 2.8. Движение струи воды через разные трубы: 1 — решетка, 2 — рабочая часть трубы,   сечения. 3 — вентилятор, 4 — электродвигатель.

Упрощенная схема спектра обтекания плоской пластинки, поставленной под углом 90" к потоку.

Рис. 2.9. Упрощенная схема спектра обтекания плоской пластинки, поставленной под углом 90" к потоку.

Схематическое изображение спектра обтекания плоской пластинки, поставленной под острым углом к потоку

Рис. 2.10. Схематическое изображение спектра обтекания плоской пластинки, поставленной под острым углом к потоку.

Уравнение Бернулли объясняет ряд явлений, долгое время казав­шихся противоестественными. На­пример, если два корабля движутся параллельно на небольшом рассто­янии друг от друга, они начинают сближаться, что может привести к столкновению. Казалось бы, что во­да, попадающая между кораблями, должна действовать как клин и от­талкивать их друг от друга, в дейст­вительности же они притягиваются. Происходит это потому, что между кораблями сжатие струи получает­ся более сильным, чем у внешних их бортов. Это ведет к увеличению скорости струи и уменьшению дав­ления в струе между кораблями. Поэтому давление воды на внешние борта судов становится большим, чем на внутренние. Разность давле­ний и заставляет корабли сбли­жаться. Почему и как возникает подъёмная сила и лобовое сопротивление

Как сделать подвод и слив стиральной машины видео

Рассмотрим природу возникно­вения подъемной силы. Опыты, про­веденные в аэродинамических лабо­раториях, позволили установить, что при набегании на тело воздуш­ного потока частицы воздуха обте­кают тело. Картину обтекания тела воздухом легко наблюдать, если по­местить тело в аэродинамической трубе в подкрашенном потоке воз­духа, кроме того, ее можно сфото­графировать. Полученный снимок называют спектром обтекания.

Упрощенная схема спектра обте­кания плоской пластинки, постав­ленной под углом 90° к направле­нию потока, изображена на рисунке 2.9. Из рисунка видно, что в этом случае никакой подъемной силы не возникает. Воздух впереди пластин­ки создает подпор, плотность его струек повышается, а сзади плас­тинки воздух оказывается разре­женным. Повышенное давление воздуха впереди пластинки и разрежение позади нее приводят к тому, что струйки воздуха с силой устрем­ляются в разреженное пространство, закручиваются и образуют сзади пластинки те завихрения, которые мы и видим на спектре.
Схематическое изображение спектра обтекания профиля крыла

 Рис. 2.11. Схематическое изображение спектра обтекания профиля крыла.
Аэродинамические силы и давления крыла
Рис. 2.12. Аэродинамические силы и давления крыла.

На рисунке 2.10 дано схематическое изображение спектра обтекания пластинки, поставленной под острым углом к потоку. Под пластинкой дав­ление повышается, а над ней вследствие срыва струй получается разрежение воздуха, т. е, давление понижается. Благодаря образующейся разности дав­лений и возникает аэродинамическая сила. Она направлена в сторону мень­шего давления, т. е. назад и вверх. Отклонение аэродинамической силы от вертикали зависит от угла, под которым пластинка поставлена к потоку. Этот угол получил название угла атаки (его принято обозначать грече­ской буквой и — альфа).

Свойство плоской пластинки создавать подъемную силу, если на нее набегает под острым углом воздух {или вода), известно уже с давних времен. Примером тому служит воздушный змей и руль корабля, время изобретения которых теряется в веках.

Подъемная сила крыла (обозначим ее Y) возникает не только за счет угла атаки а, но также и благодаря тому, что поперечное сечение крыла пред­ставляет собой чаще всего несимметричный профиль с более выпуклой верхней частью.

Крыло самолета или планера, перемещаясь, рассекает воздух. Одна часть струек встречного потока воздуха пойдет под крылом, другая — над ним (рис. 2.11) У крыла верхняя часть более выпуклая, чем нижняя, следова­тельно, верхним струйкам придется пройти больший путь, чем нижним. Од­нако количество воздуха, набегающего на крыло и стекающего с него, оди­наково. Значит, верхние струйки, чтобы не отстать от нижних, должны двигаться быстрее. В соответствии с уравнением Бернулли, если скорость воздушного потока под крылом меньше, чем над крылом, то давление под крылом, наоборот, будет больше, чем над ним. Эта разность давлений и соз­дает аэродинамическую силу R (рис. 2.12), одной из составляющих которой является подъемная сила У. Подъемная сила крыла тем больше, чем больше угол атаки, кривизна профиля, площадь крыла, плотность воздуха и ско­рость полета v, причем от скорости подъемная сила зависит в квадрате. Но следует помнить, что угол атаки должен быть меньше некоторого крити­ческого значения икр, при  превышении которого подъемная сила  падает. Почему и как возникает подъёмная сила и лобовое сопротивление

Развивая подъемную силу, крыло всегда испытывает и лобовое сопро­тивление. Сила лобового сопротивления X направлена по потоку прямо против движения  и, значит,  тормозит  его.  Подъемная сила  перпендикулярна набегающему потоку. Из рисунка видно, что сила лобового сопротив­ления X и подъемная сила Y являются составляющими силы R. Сила Я называется полной аэродинамической силой крыла. Точку приложения полной аэродинамической силы называют центром давления крыла (ЦД).

Обтекание конусообразного тела {а) и тела наиболее выгодной аэродинамической формы (б)

Рис. 2.13. Обтекание конусообразного тела {а) и тела наиболее выгодной аэродинамической формы (б).

Подъемная сила летательного аппарата, уравновешивая его вес, дает возможность осуществлять полет, лобовое же сопротивление тормозит его движение. Лобовое сопротивление преодолевается силой тяги, развивае­мой силовой установкой. Отсюда ясно, что крылу надо придать такую форму, чтобы оно развивало как можно большее значение подъемной силы и в то же время имело малое лобовое сопротивление. Число, показывающее, во сколько раз подъемная сила больше лобового сопротивления, называется аэродинамическим качеством и обозначается буквой А'.

А теперь подробнее рассмотрим природу возникновения сил сопротивле­ния. Во время купания вы все, конечно, замечали, что в воде двигаться труд­нее. Это объясняется силой сопротивления воды. Как уже было сказано, воздух — газообразная среда которая имеет определенную плотность и массу. И, перемещаясь в воздухе, мы также встречаем его сопротивление. Сила, которая мешает нам передвигаться в воздухе, называется силой сопро­тивления воздуха.

Движется ли тело с некоторой скоростью в неподвижном воздухе или, наоборот, тело неподвижно, а на него набегает поток воздуха с той же ско­ростью, сила сопротивления воздуха в обоих случаях будет одинаковой. Все дело в том, что воздух и тело движутся один относительно другого.

От каких же причин зависит сопротивление воздуха? Этих причин не­сколько. Сопротивление воздуха зависит от формы движущегося тела, его размеров, плотности воздуха и его скорости. На рисунке 2.13 изображена картина обтекания круглой пластинки. Если к этой пластинке спереди сделать конусообразную приставку, которая заполнила бы всю ту область перед пластинкой, где давление было повышено, то спереди давление зна­чительно снизится, й хотя срыв струй и понижение давления позади сос­тавного тела будут такими же, как и за пластинкой, все же разность дав­лений и лобовое сопротивление значительно уменьшатся.

Чтобы избежать срыва струй, следует сделать еще и кормовую конусо­образную приставку, заполнив ею всю область пониженного давления за пластиной.

Одновременное использование носовой и кормовой приставок определенной формы позволяет резко снизить лобовое сопротивление по срав­нению с лобовым сопротивлением пластинки (примерно в 20—25 раз). Таким образом можно получить тело наиболее выгодной аэродинамической формы. В этом случае поток плавно разделяется передней частью тела, обтекает его и плавно стекает с кормовой части. Тела подобной формы называют удобообтекаемьши. Они и получили наибольшее распространение в авиации.

Что касается влияния размеров тела на сопротивление воздуха, то ка­жется ясным: чем больше тело, тем сильнее сопротивление. Однако здесь надо уточнить следующее: основной величиной, связанной с размерами тела и определяющей силу сопротивления при его движении, является наиболь­шая площадь сечения тела, перпендикулярного к направлению движе­ния. Такое сечение называется миделевым.

Но еще большее влияние на сопротивление оказывает скорость движе­ния тела в воздухе. При движении тела с небольшой скоростью это сопро­тивление мало, а с ее увеличением быстро возрастает. При полете самолета на дозвуковых скоростях сопротивление растет прямо пропорционально квадрату скорости. Это значит, что если, например, скорость движения уве­личить в два раза, то сопротивление возрастет в четыре раза, если скорость увеличить в три раза, то сопротивление возрастет в девять раз, и т. д. Анало­гично, как об этом говорилось выше, скорость влияет и на значение подъем­ной силы.

Однако для скоростей, близких к скорости звука, из-за влияния сжима­емости воздуха характер обтекания тел изменяется, сопротивление резко возрастает и этот закон уже не действует.

Таким образом, как и подъемная сила, сила лобового сопротивления зависит от угла атаки, формы тела (профиля), плотности воздуха, площади сечения   и   скорости,   хотя   эти   зависимости   и   имеют   свои   особенности.

Обращайте вн6итмание на оборотную сторону керамической плитки видео

Теги блога : поделки, поделки для детей, детские поделки, поделки своими руками, легкие поделки, поделки видео, Почему и как возникает подъёмная сила и лобовое сопротивление

Комментариев нет:

Отправить комментарий