пятница, 13 декабря 2024 г.

Планер ПБК

Планер ПБК

Все наши бумажные модели, которые будут здесь описаны, изго­тавливаются без клея, без ниток, без дерева. Только бумага служит материалом, и только простые ножницы нужны как инструмент. И ни­чего больше!

Для планера «ПБК» нужна плотная бумага, такая, какая применяется для рисования или чертежей. Пусть бумага будет исписана, из­рисована или исчерчена — это не важно. Но нельзя пользоваться смя­той или скрученной в тугой рулон бумагой — нужны ровные листы или голоски.
Бумажный планер ПБК
Рис. 5. Бумажный планер ПБК

Не обязательно, чтобы бумага была именно рисовальная или чер­тежная, можно воспользоваться обложками старых журналов или ста­рыми плакатами. Встречается плотная нотная бумага, на плотной бу­маге печатают иногда учетные карточки или бланки. Не так уж труд­но найти бумагу, пригодную для моделей.

Важно другое — каждый сорт бумаги имеет волокна, и лист бума­ги нужно складывать вдоль волокон. Волокна располагаются по бу­маге рядами. На глаз не всегда определишь, в каком направлении они расположены. Сделайте простой опыт. Отрезок бумаги сложите вдоль, потом поперек. Один из сгибов получится ровный, без «узлов», по это­му сгибу бумага легко складывается. Это сгиб идет вдоль волокон. Другой сгиб образует по линии складки, бугры, неровности, бумага как бы «неохотно» складывается в этом направлении. Этот сгиб — по­перек волокон, и, складывая так бумагу, мы ломаем ее волокна.

Чаще всего вам придется складывать бумагу вдоль волокон. Тог­да вы будете иметь не только более точно сделанную модель, но от­ветственные части модели, как крыло, фюзеляж, будет крепче, ровнее. Поперечные волокна на крыле делают крыло не только дряблым, не­прочным, но и искривляют его. Будьте внимательны, заготавливая по­лоски бумаги для моделей.

Самая лучшая бумага нужна для крыла и хвостового оперения. Фюзеляж, конечно, тоже желательно делать из хорошей бумаги. Но если ее мало, то на фюзеляж можно взять бумагу потоньше, но зато из обрезков крыла из­готовить и поставить внутрь фюзеляжа не одну, а сразу две про­кладки. Дальше «ы скажем об этих про­кладках. Для груза, устанавливаемого в но­совой части, очень хо­рошая бумага и вовсе не нужна. Груз можно складывать из любых обрезков бумаги.

Теперь о ножницах. Они вам нужны не только для того, чтобы вырезывать выкройки частей модели. Концом ножниц вы будете де­лать все проколы для скрепления частей мо­дели. Желательно, что­бы один конец ножниц был острый (без за­кругления). Очень хо­роши медицинские раскладные ножницы, но вполне пригодны и обыч­ные швейные. Ножницы лучше самим не точить, так как это сложно. Приготовьте для вычерчивания деталей линейку и карандаш. Если есть плоскогубцы, то ими можно воспользоваться для затяги­вания бумажных заклепок, для обжимания уже готовых заклепок или сложенного груза. Все это легко сделать и просто рукой или прогла-живанием ручкой ножниц.

Будьте аккуратны с бумагой и ножницами. Полоски ровной бума­ги храните под стопкой книг. Проглаживать бумагу утюгом не следу­ет: она от этого коробится. Обрезки бумаги после работы обязательно уберите за собой, ножницы кладите на место.

Если ножницы берете с собой в кружок или при выезде на запуск моделей, то обязательно пропустите длинный шнурок через кольцо ручки ножниц и прикрепите конец шнура к поясу. Ножницы можно носить и в коробке или в футляре, который легко сшить или склеить из картона. Такой футляр изображен на рис. 6.

Заготовка частей модели планера ПБК

Планер «ПБК» имеет шесть отдельно вырезанных частей: I. Крыло — важнейшая часть модели; оно создает подъемную си­лу, поддерживающую модель в полете.

1. Крыло - важнейшая часть модели планера. 

2. Фюзеляж — средняя часть модели. На настоящих планерах в фюзеляже размещаются летчик, пассажиры.

3. Стабилизатор — маленькие крылышки на хвосте, которые содей­ствуют устойчивому полету. Задний край стабилизатора служит рулем высоты.

7. Киль — отвесно поднимающаяся плоскость на хвосте, необходи­мая для ровного, прямого полета модели. На заднем конце киля нахо­дится руль поворота.

5. Лонжерон—стержень, помещаемый внутри крыла для прида­ния ему прочности, жесткости.

6. Прокладка — узкая полоска сложенной бумаги, помещается на бумажных моделях внутри фюзеляжа для придания ему прочности.

Кроме того, нужен груз, который складывается из нескольких по­лосок бумаги. Он устанавливается внутри носовой части модели. Ве­личина груза подбирается так, чтобы обеспечить строго определенный вес передней, утяжеленной части модели.

Для скрепления частей модели понадобится еще восемь шпилек. Шпильки представляют собой узкие длинные клинышки — заклепки, их вырезают из сложенных полосок бумаги.

Все части модели вырезают из сложенных полосок бумаги. Только лонжероны и полоски груза вырезают из прямой, несогнутой бумаги. Поэтому на рисунках выкройки частей модели даны не в раскрытом виде, а только их половины. Это правильно. Если вырезать, например, крыло из плоской, несогнутой бумаги, то потом, при складывании его, неизбежно окажется, что одна половина неточно сходится с другой, а части модели должны иметь обе половины строго одинаковые, или, как говорят, симметричные.

Крыло модели планера ПБК

Полоску бумаги длиной не менее 32 сантиметров сложите так, как показано на рис. 7, А и Б, т. е. загните край на 3—4 сантиметра. Складывать бумагу надо вдоль волокон. Заготовку перегните поперек и сверьте, чтобы оба сгиба точно совпадали один с другим.

На одну половину заготовки нанесите столько продольных и попе­речных линий, сколько их указано на рис. 7, чертеж № 1. Каждый квадрат должен быть равен 2 сантиметрам.

Затем перерисуйте по квадратам форму крыла (рис. 7, Б). Для этого заранее наметьте карандашом места пересечения контура крыла с линиями квадратов.

Обе половины крыла вырезывайте вместе (рис. 7, Г). Следите что­бы во время вырезывания половины заготовки не расходились в раз­ные стороны, так как обе половины крыла должны быть совершенно одинаковыми. Обрезки не мните и не выбрасывайте, из них будете вы­резывать прокладку для фюзеляжа и шпильки.

Изготовление крыла модели планера ПБК

Рис. 7. Изготовление крыла модели планера ПБК

Вырезанное крыло разверните. На одной половине крыла, опять, по квадратам (рис. 7, Д и чертеж № 2), начертите форму среза перед­ней части крыла. Сложите крыло снова пополам и срежьте лишнюю-часть выкройки по начерченной форме сразу на обоих половинках крыла.

Крыло подготовлено к сборке (рис. 7, Е), Сложите его так, как показано на рис. 7, Ж и 3. Подогнутый срез переднего края крыла должен находиться снаружи, а концы крыльев точно сходиться вместе.. Никакого перекоса крыла допускать нельзя.

Фюзеляж и другие части планера ПБК 

Сложите полоски бумаги для фюзеляжа, прокладки и киля вдоль волокон, а для стабилизатора — полоску бумаги поперек волокон. Начертите на одной из половин каждой заготовки квадраты и обрисуйте форму выкроек (рис. 8). Вырезав фюзеляж по верхней его складке, срежьте край складки в двух местах. Сюда будут вставляться-крыло и стабилизатор.

Прокладку можно вырезать, не вычерчивая квадратов, на глаз. Прокладка должна быть прямой, не смятой и не шире, чем указано на чертеже. Если фюзеляж делается из бумаги более тонкой, чем крыло,, то заготовьте сразу две прокладки.

Полосками для груза может быть бумага любой плотности. Если она такая же, из которой делается модель, то понадобятся две по­лоски, каждая длиной в половинку крыла и шириной 4 сантиметра. Если бумага более тонкая, то заготовьте три-четыре такие полоски.

Шпильки приучайтесь вырезывать без обрисовки, на глаз. Они долж­ны быть острые и длинные, чтобы удобно было их затягивать. Выре­зайте шпильки из согнутых вдвое (по волокну) полосок плотной бумаги.

Сборка модели планера ПБК

При сборке модели точно соблюдайте порядок и все наши указа­ния. Неправильная сборка—частая причина плохого полета модели.

Порядок сборки следующий. Вставьте в фюзеляж крыло. Для это­го между половинками крыла (рис. 9) уложите одну или две проклад­ки, складкой кверху. Спереди крыла должна быть видна только не­большая часть прокладки. Оба конца крыла вставьте вместе в перед­нюю прорезь фюзеляжа, снизу, изнутри. Вставьте крыло полностью, чтобы прокладка вплотную улеглась вдоль складки фюзеляжа.

Установите крыло точно. Нельзя, чтобы концы крыльев наклони­лись вперед (рис. 10, в кругу), верхние концы крыльев должны откло­няться чуть назад.

Острым концом ножниц проколите в двух местах сразу фюзеляж, основание крыла и прокладку. Проколы надо делать близко один к другому, у середины крыла, но не у его боков.

Выкройки частей модели планера ПБК

Рис. 8. Выкройки частей модели планера ПБК

Удобно проколы делать так: острый конец ножниц установить у места прокола и с легким покачи­ванием нажимать ножницы. Не на­до придавать проколу круглую форму, так как в узкий плоский след от прокола легче вставлять шпиль­ки и они плотнее затянутся. Следи­те, чтобы при прокалывании крыло не сдвинулось с места.

Нельзя прокалывать модель на столе: и форма прокола будет нехо­рошей, и глубина прокола мала, и стол попортите. Делайте прокол только держа модель в руках, на планера весу.

В каждый прокол вставьте по одной шпильке. Затяните шпильки так туго, как сможете, пусть даже концы шпилек оторвутся. Однако если конец оторвется так, что пи малейшего куска шпильки по другую сторону прокола не останется, то надо вынуть остаток шпильки и затянуть другую шпильку снова.
Начало сборки модели планера ПБК

Рис. 9. Начало сборки модели планера ПБК

Концы затянутых шпилек отогните в сторону крыла, крепко прижмите их к фюзеляжу и коротко срежьте. Оставьте с каждой сто­роны фюзеляжа по 2—3 миллиметра остатка шпилек.

Установив и заклепав крыло, переходите к хвостовой части модели. Стабилизатор вставляйте в за­готовленную для него прорезь фю­зеляжа так же, как крыло, то есть оба конца его проденьте в прорезь снизу так, чтобы прокладка прихо­дилась между половинками стаби­лизатора (рис. 11, А, Б). Прежде чем закрепить стабилизатор, надо установить киль (рнс. 11,В). Киль ставьте своей закрытой частью впе­ред, в сторону крыла, и установи­те его на прокладку «верхом». Не следует киль ставить так, чтобы его передний конец выдвигался пе­ред стабилизатором.

Так же как и у крыла, острым концом ножниц сделайте два сквоз­ных прокола через фюзеляж, осно­вание стабилизатора, киль и про­кладку (рис. 11, Г). Следите, чтобы в момент прокалывания части мо­дели не сходили с места, и не по­гните фюзеляж. В каждый прокол вставьте по одной шпильке, плотно их затяните, концы подогните и ко­ротко подрежьте.

Установка крыла модели планера ПБК

Рис. 10. Установка крыла модели планера ПБК

Не отгибая крыла, стабилиза­тора, начните сборку носовой части модели. Внутрь фюзеляжа уложи­те груз и укрепите его там.

Обе полоски груза сложите месте и перегните сперва один раз пополам, затем второй раз (рис. 12). Теперь приоткройте груз и с каж­дой его стороны сделайте по два сгиба до середины. Сложенный груз прогладьте краем ножниц по складкам, чтобы он не раскрывался.

Приготовленный груз уложите внутрь носовой части фюзеляжа. Груз должен лечь на прокладку, а конец его должен прикрыть собой складку крыла (рис. 12.). Подровняйте груз так, чтобы он не высту­пал с нижней стороны фюзеляжа, и сделайте посередине носовой ча­сти фюзеляжа, через фюзеляж и груз, один сквозной прокол.

Сделать такой прокол без привычки трудно. Нужно сильно нажать концом ножниц и, слегка покачивая их, не торопясь, проколоть груз насквозь так, чтобы на сантиметра два конец лезвия вышел наружу. В прокол вставьте две шпильки, обе с одной и той же сто­роны, одну рядом с другой. Плот­но затяните каждую шпильку в отдельности. Концы одной шпиль­ки загните кверху, другой кни­зу и все четыре конца коротко подрежьте. Части груза, высту­пающие из фюзеляжа, срежьте. Лишь теперь, когда установ­лены крыло и хвостовая часть и закреплен груз, можно отгибать крыло.

Крыло отгибается вровень с верхним краем фюзеляжа. Тща­тельно отогнув одну половину крыла, вторую отогните так, что­бы конец второй половины точно сошелся с концом первой поло­вины крыла.

Установка стабилизатора на планер
Рис. 11. Установка стабилизатора на планер. 
Заготовка груза для планера

Рис. 12. Заготовка груза для планера
Как отогнуть крыло и стабилизатор бумажной летающей модели

Рис. 13. Как отогнуть крыло и стабилизатор бумажной летающей модели

Стабилизатор отогните так же, как и крыло, но линия отгиба должна идти не точно по верхне­му краю фюзеляжа, а чуть на­клонно. Задний конец стабилиза­тора должен быть немного (на 2°) выше переднего края (рис. 13). Угол, под которым устанав­ливаются крылья и стабилиза­тор, называется углом установ­ки крыла. У крыла мы даем—на языке техники — нулевой угол установки, т. е. плоскость крыла не имеет наклона ни вверх, ни вниз —угол равен 0° У стаби­лизатора угол установки отри­цательный, т. е. его задний край немного выше переднего.

Крыло вашей модели, пока не вставлен в него лонжерон, может легко отклоняться кверху или книзу, оно еще не способно поддержи-вать модель в полете.

Полоску лонжерона мелкими складками перегните восемь раз. Лишний остаток бумаги срежьте, а концы заострите (см. рис. 8, лонжерон).

Прогладьте лонжерон ножни­цами.

Для установки лонжерона сде­лайте надрезы по верхнему слою крыла у переднего края (рис. 14). В одну прорезь сперва установите весь лонжерон целиком, острым концом ножниц продвиньте лонже­рон в прорезь второй по­ловины крыла. Лонжерон надо установить точно посредине крыла. Остается вставить по одной шпильке в крыло, сзади лонжерона. Шпильки не только удерживают лонжерон на месте, но н придают крылу правильную плоскую форму. Проколов в указанном на рис. 14 месте два отверстия, вставь­те в крыло по одной шпильке. Что­бы шпилькой не прорезать тонкое крыло, надо прижать пальцами места у самого прокола. Концы шпи­лек отогните в сторону хвоста, плотно прижмите и коротко срежьте.

Установка лонжерона бумажной летающей модели

Рис, 14. Установка лонжерона бумажной летающей модели

Готовая модель планера ПБК

Рис. 15. Готовая модель планера ПБК

Осторожно прогладьте крылья пальцами, чтобы устранить перекосы и изгибы. Готовая модель должна выглядеть так, как показано на рис. 15.

Зачем разбавлять краску водой видео

    Теги блога : поделки, поделки для детей, детские поделки, поделки своими руками, легкие поделки, поделки видео,
    Как сделать воздушный пропеллер винт, применение школьной программы, недостаток строительства дорог в Германии до войны

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий