пятница, 13 декабря 2024 г.

Как сделать «РЕКОРДНЫЙ ПЛАНЕР»

Как сделать «РЕКОРДНЫЙ ПЛАНЕР»

(97 метров на ровном поле)

Немного истории 

В первые годы зарождения советского авиамоделизма, в 1924 го­ду, на первых московских соревнованиях, проходивших в обширном закрытом помещении, появились и первые советские бумажные модели. На этих соревнованиях впервые был отмечен полет бумажной модели на расстояние в 18 метров. Не так уж это было много, но в те годы не­многим дальше летали и «большие» модели с резиномотором.
 На всесоюзных соревнованиях авиамоделистов в 1934 году рекорд дальности бумажной модели при запуске на равном месте был повы­шен до 47 метров. Он был совершен моделью «биплан», т. е. моделью, имевшей два крыла, одно под другим.

Эта модель описана на стр. 74—77

В следующем, 1935, году рекорд, установленный по бумажным мо­делям, запускавшимся на ровном месте, достиг уже 97 метров. Бумаж­ная модель от толчка рукой прошла расстояние, равное почти полной длине футбольного поля.

Модель, установившая этот рекорд (рис. 23), интересна и по своей конструкции и по собственной своей судьбе. Тогда, в 1934 году, было организовано массовое производство моделей. Завод Осоавиахима, из­готавливавший бумажные модели, за три года выпустил со своих стан­ков свыше 20 миллионов разных бумажных моделей. Среди них были и бумажные планеры А-7. Один только этот планер был выпущен бо­лее чем в миллион экземпляров. С моделью, сделанной по образцу это­го планера, 14-летний Изя Шмидт достиг рекордного результата.

На большом ровном поле, под Москвой, группа судей и участни­ков с интересом смотрела на запуск бумажных моделей. От сильного броска модели круто взмывали вверх и, выровнявшись, одна за другой уходили вдаль.

Многие авиамоделисты, стремясь достигнуть более крутого взлета модели, направляли их взлет прямо против ветра. Взлетали модели высоко, до высоты четвертого-пятого этажа. Однако модели делали петлю и свой планирующий полет начинали гораздо ниже первоначаль­ного взлета. Иначе пускал модель И. Шмидт. Он становился боком к ветру и пускал модель очень сильно, но не круто, а полого вверх, и не против ветра, а при боковом ветре. Модель была отрегулирована на небольшой разворот. Поднимаясь с большой скоростью, модель постепенно разворачивалась против ветра и, не делая никакой петли, пере­ходила на высоте в полет кругами. Так и улетала она, делая один за другим ряд больших кругов. Расстояние, пройденное моделью, было 97 метров (измерялось по прямой линии от места взлета до посадки).
Модель рекордного планера

Рис. 23. Модель рекордного планера

Заготовка частей рекордного планера

Для того чтобы вы хорошо представляли себе, что такое настоя­щий планер, посмотрите внимательно на рис. 24.

Конечно, модель, которую мы предлагаем вам изготовить, не будет точной копией настоящего планера, но модель, если вы ее правильно выполните, будет хорошо летать.

Устройство настоящего планера

Рис. 24. Устройство настоящего планера

Модель рекордного планера очень проста по своей конструкции. Она состоит из трех частей: крыла, фюзеляжа и «подкосов» — стоек, поддерживающих крыло. В отличие от «свободнонесущего» крыла, ко­торое имеет планер «ПБК», у этой модели крыло не имеет лонжерона и удерживается на месте стойками фюзеляжа и подкосами. Крыло де­лается из очень плотной бумаги. Благодаря креплению на многих стойках-подкосах крыло прогибаться не будет.

Хвостовое оперение модели — кили и стабилизатор — вырежьте не отдельно, а заодно с фюзеляжем. Груз для носовой части модели сложите из двух полосок бумаги. Для скрепления частей нужны только две шпильки.

Особенно внимательно надо делать крыло модели. Так как форма крыла длинная и узкая, то бумагу возьмите очень плотную. Чертежная бумага тонка, крыло из такой бумаги будет прогибаться. Нехорош и кар­тон, из него крыло получается тяжелым, модель будет плохо летать. Лучше всего клеем столярным (жидким), конторским или клейсте­ром, склейте два листа плотной бумаги длиной около 30 сантиметров. Если у вас есть хорошая чертежная бумага, то из этой бумаги заго­товьте для склейки одну полоску, а вторую полоску можно взять более тонкую. Склеенные листы уложите под пресс, например под тяжелую стопку книг. Склеиваемый лист оберните газетой, положите в нижнюю книжку стопки или между книгами и держите не менее суток.

Для остальных частей модели — фюзеляжа, подкосов, груза и шпи­лек — можно взять обычную плотную бумагу.

Так как крыло модели не имеет лонжерона, то крыло нельзя скла­дывать, а надо обрисовать на подготовленном плотном листе, не сги­бая его. На рис. 25 вычерчены отдельно левая и правая половины. В средней части крыла, называемой центропланом, прорежьте кончиком ножниц шесть узких прорезей. Будьте точны, сделайте эти прорези именно в тех местах, которые указаны на рис. 25.

Крыло крепится на фюзеляже модели как бы «на пуговицах». На концах стоек у фюзеляжа и у подкоса имеются выступы. Кончики этих выступов на стойках пройдут в предназначенные для них прорези и будут удерживать крыло на месте. Если прорези сделать широкими, то крыло соскочит со стоек. Слишком малые прорези не позволят пропу­стить в них концы стоек.

Фюзеляж и подкосы можно перечертить с рис. 25 на одну длин­ную и согнутую пополам полоску бумаги или на две отдельные полос­ки. Будьте очень аккуратны, вырезая кончики стоек.

Листочки груза и шпильки лучше заготовьте из обрезков той бу­маги, из которой вырезали фюзеляж.

Сборка модели планера

Сборку модели начинайте с укладки полосок груза в носовую часть фюзеляжа.

Не скрепляя груза, подставьте снизу к фюзеляжу подкосы (рис. 26). Следите за тем, чтобы стойки подкосов поместились посреди­не стоек фюзеляжа. Только теперь носовую часть модели через подко­сы, фюзеляж и груз в двух местах проколите насквозь. В каждый про­кол вставьте по одной шпильке, очень туго их затяните, концы подогни­те книзу и коротко подрежьте. Можно скрепить носовую часть и од­ним более широким проколом, в который одну за другой вставьте две шпильки со стороны прокола.

Выкройки частей для модели рекордного планера

Рис. 25. Выкройки частей для модели рекордного планера

Подготовьте собранный фю­зеляж к установке крыла. Разо­гните в сторону стойки подкосов и разведите одну за другой стой­ки средней части фюзеляжа (рис. 27). Устанавливайте кры­ло так. Сначала вденьте кончи­ки правой передней стойки в правую переднюю прорезь цент­роплана. Затем, сведя снизу в прорезь самый кончик стойки, захватите его сверху крыла паль­цами и осторожно втяните голов­ку стойки до места.

Вслед за правой передней стойкой вставьте на место зад­нюю правую стойку, затем зад­нюю левую и последней—перед­нюю левую. Каждую стойку за­хватывайте перед установкой двумя пальцами и, продев сперва кончик стойки в предназначен­ную для нее прорезь, втяните го­ловку стойки до места пальцами другой руки.

После установки крыла на четыре стойки фюзеляжа устано­вите на места стойки подкосов. Проверьте, имеет ли крыло не­большой угол V Если подкосы притянули книзу оба конца кры­ла или одну из половин крыла (рис. 28), то, следовательно, была допущена неточность при

обозначении мест проколов для стоек. Такое неверное положение кры­ла надо немедленно исправить. Для этого аккуратно выньте конец стой­ки подкосов из боковых прорезей и наметьте правильные места для сто­ек. Прижмите головку стойки подкоса к нижней стороне крыла там, где стойка должна была бы находиться при правильном угле V крыла. Карандашом наметьте местонахождение головки стойки, сделайте у этой пометки новую прорезь и установите в нее стойку.

На самом конце фюзеляжа помещаются кили. Их отгибать не надо. Перед килями находится стабилизатор. Его надо отогнуть с небольшим отрицательным углом (см. рис. 26), т. е, так, чтобы линия отгиба имела небольшой наклон и задний конец стабилизатора был чуть приподнят.

Сборка модели рекордного планера

Рис. 26. Сборка модели рекордного планера


Рис. 27. Крепление крыла планера самолета

Сверьте готовую модель «рекордного планера» с этим рисунком

Рис. 28. Сверьте готовую модель «рекордного планера» с этим рисунком 

Регулировка и запуск модели рекордного планера

При регулировке прежде всего проверьте центровку модели, она должна быть на первой трети ширины крыла. Если груз легок и у мо­дели задняя центровка (см. рис. 16), добавьте несколько полосок гру­за. Если центровка передняя и груз тяжел, срежьте часть груза.

Затем проверьте установку крыла и стабилизатора (см. рис. 28) и посмотрите, не искривлены ли фюзеляж и плоскости килей. Искривлении фюзеляжа можно устранить, сдвигая с усилием склепанную носо­вую часть фюзеляжа.

При запуске модель держите под крылом за фюзеляж. На первых запусках не следует направлять полет модели вверх. Если модель кру­то опускается носом, то чуть подогните вверх руль высоты. Если мо­дель идет в стороны, то слегка, в другую сторону, отогните весь киль, т. е. обе его полоски вместе. Наклон модели в полете на один бок вы­равнивайте элеронами (см. регулировку модели «ПБК»).

Добившись ровного, прямого полета модели, испытайте ее в силь­ных запусках на дальность и на высоту взлета. Можно изменить спо­соб захвата модели при запуске. Бросок будет сильнее, если держать модель за кончик носовой части модели, перед заклепкой.

Модель хорошо летает как на ровном месте, так и со склонов. В со­ревнованиях на запуск модели со склонов в восходящих потоках никогда нельзя заранее сказать, какая модель даст лучший ре­зультат — «ПБК» или «рекордная».

Как повесть полочку в ванной на присосках видео

    Теги блога : поделки, поделки для детей, детские поделки, поделки своими руками, легкие поделки, поделки видео,
    Как сделать воздушный пропеллер винт, применение школьной программы, недостаток строительства дорог в Германии до войны

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий